ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович
(19.09(1.10). 1866, Кельцы, Польша - 18.03.1942, Боровое, Казахстан)
   востоковед, историк буддийской мысли, академик Российской академии наук (с 1918). Учился на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та. С 1900 г. - преподаватель кафедры санскритологии ф-та вост. языков Петербургского ун-та. В 1910–1911 гг. Щ. посетил Индию, где знакомился с памятниками инд. философии. По возвращении он присоединился к международному плану изучения и издания важнейшего для буддийской философской мысли труда - «Абхидхармакоши» Васубандху; этот план стал началом систематического исследования буддизма в России. Вместе с С. Ф. Ольденбургом основал серию изданий «Памятники индийской философии» (первые вып. вышли в 1922 г.). Для этой серии Щ. подготовил перевод трактата Дхарма-кирти «Обоснование чужой одушевленности» (опубл. в 1922 г.). Истолкованию центрального понятия буддийской мысли - «дхармы», или элемента потока жизни, посвящена книга Щ. «The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word „Dharma“» (Л., 1923). Позднейшая буддологическая наука и в России, и на Западе в основном ориентируется на трактовку «теории дхарм», предложенную Щ., на его интерпретацию буддизма как «радикально-плюралистического» учения, исходящего из номинального существования видимых и мыслимых вещей (реально представляющих собой не что иное, как сочетания дхарм), на его подчеркивание принципиальной связи буддийской этики и учения о спасении с онтологией, строящейся как теория дхарм. Щ. предложил свое понимание термина «шу-ньята», важнейшего для махаянической традиции, как «относительности» (в противоположность обычной его трактовке - «пустота», «ничто»). «Относительность» оказывается наиболее универсальным понятием; оно приложимо и к Будде, в махаяне понимаемому как единство, Абсолют, и к миру феноменальному, текучему и множественному: единство и множественность мыслимы только соотносительно. Фундаментальный тезис махаяны в свете концепции «относительности» формулируется у Щ. так: «Вселенная, рассматриваемая как целое, есть абсолют, а рассматриваемая как процесс, есть феномен». Особое внимание он уделял тому, чтобы показать связь философских построений мыслителей махаяны с обосновываемым ими религиозным принципом всеобщего спасения. В 1928 г. Щ. возглавил учрежденный при АН СССР Ин-т буддийской культуры (ИНБУК, с 1930 г. вместе с Азиатским музеем преобразован в Ин-т востоковедения АН СССР). В 1930–1932 гг. вышли в свет 2 т. важнейшего труда Щ. «Буддийская логика» (Buddhist Logic. Л., 1930–1932), в к-рый вошел не только подробный разбор всех аспектов логического учения школы буддийских мыслителей Дигнаги и Дхармакир-ти, но и реконструкция лежащего в основе логики теоретическо-познавательного учения. «Буддийская логика» была оценена специалистами всего мира (в т. ч. и представителями традиционной инд. учености) как высшее достижение буддологической (а по нек-рым оценкам, и собственно буддийской) философской мысли 1-й пол. XX в. С именем Щ. связаны введение буддийской философии в один ряд с крупнейшими философскими системами Запада, выработка языка описания философской проблематики буддийских текстов в отличие от изложения чисто религиозных вопросов, хотя и в непосредственной связи с последними; во многом этот язык складывался из словаря новейших зап. течений, в особенности неокантианского. Щ. в своих работах подчеркивал принципиальную соизмеримость вост. и зап. традиций в области философского знания, сформулировал осн. установки совр. философской компаративистики.
   С о ч.: Буддийский философ о единобожии // Записки восточного отд. Имп. Русского археол. об-ва. Спб… 1904. Т. 16, вып. 1; Философское учение буддизма: (Лекции, читанные при открытии первой буддийской выставки в Петербурге 24 авг. 1919 г.). Пг, 1919(переизд. см.: Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4); Избр. труды по буддизму. М., 1988.
   Л и т.: Иванов Вяч. Вс. Федор Ипполитович Щербатской: (К столетию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. 1966. № 6; (Кальянов В. И.) Ф. И. Щербатской: (Описание арх. материала. Ф. 725 // Архив АН СССР. Обозрение арх. материалов. М.; Л., 1959. Т. 4; Кальянов В. И. 100 лет со дня рождения акад. Ф. И. Щербатского // Вестн. АН СССР. М., 1967. № 2; Материалы сессии, посвящ. столетию со дня рождения акад. Ф. И. Щербатского // Индийская культура и буддизм. М., 1972; Жоль К. К. О творческом наследии Ф. И. Щербатского. Философские науки. 1985. № 2; Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.
   Н. Н. Трубникова

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович" в других словарях:

  • ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — (1866 1942) российский востоковед, индолог и тибетолог, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1918). Теория познания и логика по учению позднейших буддистов и др. труды …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — (1866, Польша 1942, Казахстан) рус. буддолог, историк инд. философии. В 1889 окончил историко филологический факультет Санкт Петербургского ун та; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя бинду» («Учебник… …   Философская энциклопедия

  • Щербатской, Федор Ипполитович — (р. 1866) крупнейший в настоящее время специалист по буддийской философии и один из крупнейших специалистов по индийской философии и индианистике вообще. Член Академии наук СССР с 1918, почетный член Азиатского общества в Лондоне и др. В 1900… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щербатской, Федор Ипполитович — Федор Ипполитович Щербатской (11 сентября 1866, Кельце, Польша 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская обл., Казахстан) российский востоковед, индолог и тибетолог, академик АН СССР. Основатель русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников… …   Википедия

  • Щербатской Федор Ипполитович — Федор Ипполитович Щербатской (11 сентября 1866, Кельце, Польша 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская обл., Казахстан) российский востоковед, индолог и тибетолог, академик АН СССР. Основатель русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников… …   Википедия

  • ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович —         (1866 1942) крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия… …   Словарь индуизма

  • ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович — (1866 1942) выдающийся русский буддолог, ученик И. П.Минаева, С. Ф. Ольденбурга,Г.Бюллера и Г. Якоби. В 1900 1940 Щ.вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее Ленинградском ун те. С 1918 академик, в 1928 1930 директор Ин та… …   Буддизм

  • Федор Ипполитович Щербатской — (11 сентября 1866, Кельце, Польша 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская обл., Казахстан) российский востоковед, индолог и тибетолог, академик АН СССР. Основатель русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников санскритской и тибетской… …   Википедия

  • Щербатской, Федор — Федор Ипполитович Щербатской (11 сентября 1866, Кельце, Польша 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская обл., Казахстан) российский востоковед, индолог и тибетолог, академик АН СССР. Основатель русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников… …   Википедия

  • Щербатской Фёдор Ипполитович — [30.8(11.9).1866, Кельце, Польша, ‒ 18.3.1942, Боровое Акмолинской обл. (Казахстан)], советский индолог, тибетолог и буддолог, академик АН СССР (1918). Окончил Петербургский университет (1889). Ученик И. П. Минаева. Был командирован за границу,… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»